Легендарный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород

К началу 80-х годов прошлого века в СССР уже существовала крупная, разветвленная система газопроводов. Но промышленные предприятия в условиях «холодной войны» и гонки вооружений нуждались во все больших объемах газа.

К тому времени в Сибири, в районе Уренгоя, были обнаружены огромные запасы природного газа. Перед государством встала задача, как доставить этот энергоресурс до промышленных регионов. Прежде всего, надо было решить проблему с крупногабаритными трубами и компрессорными станциями, которые могли бы обеспечить прохождение газа в необходимых объемах и в сложных климатических условиях Сибири. Если трубы диаметром 1020 мм и станции к ним были освоены советской промышленностью, то более крупные изделия диаметром 1420 мм требовали огромных финансовых вложений и большого времени для выпуска самостоятельно.

На западе (в Италии) производство таких труб было отлажено. Тогда было принято гениальное решение предложить Европе советский газ в обмен на необходимые комплектующие и оборудование.

Уже в те времена администрация США во главе с тогдашним президентом Д. Рейганом приложило много сил, чтобы такой проект не состоялся. Американцы использовали все свое политическое влияние на страны Старого Света, пугая их возможной энергетической зависимостью от советской страны, которая считалась как идеологическим, так и военным противником. 

Однако к 1982 году политики Советского Союза смогли убедить Италию в экономической выгоде данного газопровода. В этом же году в проектные институты страны поступили конструкторские документы на компрессорные станции, итальянцы начали поставлять трубы большого диаметра. Началось грандиозное строительство самого длинного в мире межконтинентального газопровода, который в итоге будет протяженностью 4451 км.

Трасса начиналась от газовых месторождений Уренгоя до городка Помары (республика Мари-Эл) и заканчивалась на границе возле Ужгорода. В районе Помар происходило разветвление газопровода на нитки для иностранного потребителя и для поставок  в центр. СССР получал громадную выгоду от этого проекта, так как строились целых шесть ниток, большая часть из которых предназначалась для внутреннего потребления газа и соединяла сибирские газовые месторождения с центром страны.

Таким образом газовая система приобретала завершенный характер и могла диверсифицировать подачу «голубого топлива» из разных регионов. Хотя Запад сильно помог документацией и трубами, на строителей и проектировщиков лег громадный труд по освоению выпуска компрессорных станций большой мощности и привязки иностранной документации к требованиям советских стандартов.

Сама стройка получила статус «Всесоюзной стройки», на которой работали десятки, а может и сотни тысяч рабочих. Надо отметить и тот факт, что к стройке были привлечены рабочие из стран СЭВ (Болгарии, Польши, Венгрии и других). Во время создания трубопровода пришлось решить неимоверное количество технических проблем, преодолеть все сложности работы, особенно в климатических условиях болотистых районов Сибири.

К 1986 году основные работы по строительству ниток газопровода для иностранных потребителей были закончены, и газ пошел по трубе в Европу. Можно сказать, что это был настоящий подвиг, который совершил советский народ, построив грандиозный газопровод – до сих пор самый длинный в мире. Кроме того, подача энергоносителя в Европу из СССР позволило снизить международную напряженность. И еще один важный факт – подача газа по трубопроводу «Уренгой-Помары-Ужгород» за все время своего существования ни разу не прерывалась и как Советский Союз, так и его преемница Россия всегда выполняла свои договоренности по обеспечению «голубым топливом» зарубежных партнеров.